УТВЕРЖДАЮ
Директор Коковчинской средней школы Сенненского района
_________Л. А. Миронович
”_____ “___________2022
Комплексная программа непрерывного
воспитания детей и учащейся молодежи
государственного учреждения образования
”Коковчинская средняя школа Сенненского района“
на 2021-2025 гг.
1. Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи государственного учреждения образования ”Коковчинская средняя школа Сенненского района“ на 2021-2025 гг. (далее – Программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственной программой ”Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
2. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит План мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся
на 2021 – 2025 годы.
3. В Программе используются основные термины в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании
и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
4. Целью Программы является создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося.
5. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
идеологическое обеспечение процесса воспитания;
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся;
обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;
повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня, учебных и факультативных занятий, дополнительного образования детей и молодежи;
информационное обеспечение воспитательной работы
в учреждении образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационных технологий.
6. Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников
к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.
7. Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.
8. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося
в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании
и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
9. Основными направлениями воспитания обучающихся являются:
идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества, является основой содержания воспитания и направлено на формирование знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование информационной культуры;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное
на формирование активной гражданской позиции и патриотизма;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение
к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
поликультурное воспитание, направленное на формирование
у обучающихся умения жить в поликультурном мире;
экологическое воспитание, направленное на формирование
у обучающихся ценностного отношения к природе, навыков рационального природопользования и защиты окружающей среды;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, направленное на формирование безопасного поведения обучающихся в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни, навыков здорового образа жизни, на осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
воспитание психологической культуры, направленное на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, ее творческого потенциала
и ресурсных возможностей; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;
правовое воспитание, направленное на формирование правовой культуры, законопослушного поведения, понимания обучающимися ответственности за противоправные действия;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин
в современном обществе;
экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, направленные на формирование экономической культуры личности, понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
10. Реализация Программы направлена на воспитание целостной, ответственной, нравственно зрелой личности, способной адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному
и научному наследию, историческим достижениям.
11. В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
Идеологическое воспитание
Информированность обучающихся по актуальным вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
уважительное отношение обучающихся к государственным символам Республики Беларусь (герб, флаг, гимн), символике учреждения образования;
информированность обучающихся об основных законодательных актах Республики Беларусь, знание основных положений Конституции Республики Беларусь, готовность следовать им в повседневной жизни;
сформированность лидерских качеств и социальной активности обучающихся;
знание обучающимися истории своего учреждения образования, осведомленность о лучших, знаменитых выпускниках;
участие обучающихся в мероприятиях, посвященных общественно значимым событиям в стране, популяризации идей и целей устойчивого развития, приобретение опыта участия в общественной жизни.
Гражданское и патриотическое воспитание
Осведомленность обучающихся о государственных праздниках Республики Беларусь, их участие в мероприятиях, приуроченных
к государственным праздникам, юбилейным и памятным датам страны;
активное участие обучающихся в мероприятиях гражданской
и патриотической, историко-краеведческой, военно-патриотической направленности, приобретение ими опыта выражения своей гражданской позиции;
приобщение обучающихся к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа;
вовлеченность обучающихся в активную поисковую, научно- исследовательскую, творческую деятельность;
осознание обучающимися ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников);
рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских
и молодежных общественных объединений, формирование
у обучающихся активной жизненной позиции.
Воспитание информационной культуры
Наличие у обучающихся знаний об основах информационной безопасности, рисках, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию;
сформированность у обучающихся умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт.
Духовно-нравственное воспитание
Готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию, наличие представлений о моральных нормах
и правилах нравственного поведения;
осознание обучающимися общечеловеческих ценностей, формирование нравственных идеалов, ориентиров, готовность руководствоваться ими в практической деятельности;
вовлеченность обучающихся в волонтерскую и благотворительную деятельность;
активное участие обучающихся в акциях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Поликультурное воспитание
Сформированность у обучающихся позитивного отношения
к представителям других культур, религий; навыков межкультурного взаимодействия и диалога;
наличие представлений о миролюбии, толерантности, многообразии народов и культур;
участие обучающихся в международных проектах, конкурсах, фестивалях и др.
Экологическое воспитание
Сформированность у обучающихся экологического мировоззрения, социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, экологически грамотного поведения;
сформированность у обучающихся ценностей устойчивого развития, умений и навыков исследовательской деятельности в сфере экологии, участие обучающихся в экологических акциях, проектах;
осознание обучающимися необходимости ответственного отношения к природе, вовлеченность в природоохранную деятельность;
осведомленность обучающихся о бытовых отходах
и их разделении, участие в реализации социальных инициатив
по пропаганде и популяризации раздельного сбора отходов и других материальных ресурсов среди населения;
наличие у обучающихся представлений о возрождении и развитии пострадавших от Чернобыльской аварии территорий, информированность в области радиобиологии и радиоэкологии.
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности
и здорового образа жизни
Наличие у обучающихся представлений о правилах безопасной жизнедеятельности и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, практического опыта применения усвоенных знаний;
сформированность у обучающихся ценностного отношения
к здоровью, знаний о способах сохранения и укрепления здоровья;
активное участие обучающихся в спортивных объединениях
по интересам и секциях;
сформированность у обучающихся культуры питания, труда
и отдыха.
Воспитание психологической культуры
Сформированность психологической культуры обучающихся;
наличие у обучающихся стремлений к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие эмоционально-ценностной сферы личности, реализация творческого потенциала обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
сформированность умений и навыков эффективной адаптации
к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Правовое воспитание
Сформированность правовой культуры обучающихся;
участие обучающихся в акциях и мероприятиях по правовому воспитанию;
вовлечение обучающихся в деятельность молодежного правоохранительного движения;
снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися.
Семейное и гендерное воспитание
Сформированность семейных ценностей, готовности обучающихся
к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;
сформированность ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
усвоение обучающимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»;
сформированность понимания, принятия и готовности
к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству;
сформированность недискриминационного отношения
к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания
во взаимоотношениях.
Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание
Сформированность экономической культуры обучающихся, наличие качеств трудолюбия, бережливости, ответственности, самостоятельности, предприимчивости, организаторских навыков опыта экономических отношений;
сформированность культуры трудовой деятельности
в современных условиях, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха, развитость у обучающихся трудовых умений и навыков;
понимание обучающимися пользы труда, осознание ими трудовой
и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, наличие потребности в трудовой деятельности;
сформированность профессиональной культуры обучающихся, готовности и стремления к осознанному профессиональному выбору;
сформированность представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала
и его ключевых квалификациях.
Эстетическое воспитание
Приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной художественной культуры, ценностное отношение к художественному творчеству, историко-культурным ценностям своей страны;
сформированность у обучающихся эстетического отношения
к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде;
реализация творческого потенциала обучающихся в различных видах художественного творчества.
Воспитание культуры быта и досуга
Сформированность у обучающихся осознанной потребности
в культурно-досуговой деятельности;
сформированность у обучающихся культуры проведения свободного времени, умений направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей.
наличие навыков рациональной организации быта
и содержательного проведения свободного времени.