КОКОВЧИНСКОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ ДО ВЕЛИКОЙ
ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Коковчинское народное училище было открыто в 1877 году в с. Коковчино и помещалось в общественном доме. На содержание училища ежегодно отпускалось 552 рубля 90 копеек. В училище в 1877 году обучалось 32 мальчика и 1 девочка.
К.Т. Аникиевич в своей книге «Сенненский уезд Могилевской губернии», изданной Могилевской губернской типографией в 1907 году, пишет, что Коковчинское народное училище было открыто в 1871 году, что в 1869 году по всему Сенненскому уезду было 249 питейных заведений (кабаков) и только 5 народных училищ.
Архивная справка Центрального Государственного исторического архива Белоруссии дает следующие сведения: «В ведомости народных училищ Могилевской губернии за 1903-1904 учебный год проходит Коковчинское одноклассное училище, расположенное в с. Коковчино Коковчинской волости Сенненского уезда. Учреждено в 1877 году, имеет собственное здание. Число учащихся в училище в 1903-1904 году мальчиков – 70, девочек – 2, всего 72 ученика. Годовой оклад жалования – 300 руб., законоучителя – 25 руб., следует добавить законоучителю 25 руб. В 1905-1906 году в училище обучалось 60 мальчиков и 4 девочки. В примечании и справке сказано: «Обнаруженные сведения из фонда 2254 «Дирекция народных училищ Могилевской губернии подтверждают указанную нами ранее дату открытие вашей школы в 1877 году.»
Можно предполагать, что в книге К.Т. Аникиевича «Сенненский уезд Могилевской губернии», на которую вы ссылаетесь, сделана ошибка, т.к. в подобных случаях следует более доверять архивным рукописным документам, чем печатным».
Само Коковчино в 1877 году – это бывшее владельческое село помещика Зана Коковчинской волости, Сенненского уезда Могилевской губернии. В нем было 10 дворов, 52 жителя, волостное правление, церковный приход и школа. Причем, церковь была построена в 1842 году, а школа в 1877 году.
В 1886 году школа обслуживала 112 населенных пунктов, с населением 5 078 человек. Суть обучения заключалась в чтении букваря, часослова, псалтыря, изучению арифметики, русскому письму. На уроках русского языка при чтении рассказов, стихотворений и басен ученики знакомились с некоторыми явлениями природы и произведениями русской литературы.
Воспитательная работа сводилась к надзору за поведением учеников, малитвам перед началом и при окончании занятий, посещению церкви, участию в церковном хоре и т.д. Непослушных и неуспевающих учеников наказывали. Их ставили у скамьи или в угол, ставили на колени на горох или мелкие камушки. Применялось как средство наказания, избиение линейкой или розгами.
Бывший в то время ученик Хрипач Александр Порфирович, проживающий ныне в Москве, писал: “Мой отец Порфирий Адамович Хрипач (умер 18 июня 1914 года на 38 году жизни) был призначен в Коковчино в феврале 1907 года. 7 марта приехала туда и его семья, в том числе и я. В селе было одноклассное начальное земское училище. Учителем был Василий Иванович Чулкевич.В 1907 году Чулкевич уехал из Коковчино.
Необходимо отметить и положительные качества учителя Чулкевича В.И.. В архиве ЦГИА БССР в г. Минске хранится документ – ходатайство о преобразовании Коковчинского народного училища в двухклассное, которое давало бы возможность выпускникам поступать в учительские семинарии, агрономические школы и другие средние учебные заведения. В.И. Чулкевич писал: “Его превосходительству господину директору народных училищ Могилевской губернии учителя Коковчинского народного училища.
Рапорт.
"Честь имею донести вашему превосходительству, что 28 января сего 1904 года вверенное мне училище посетил господин участковый инспектор народных училищ, сделавший такую отметку в классном журнале: “Училище настоятельно нуждается в преобразовании в двухклассное”.
Учитель Чулкевич. № 5 1904 года 2 февраля.
Материальное положение учителей было тяжелым. Заработная плата учителя была очень низкой. Учитель Василий Иванович Чулкевич, имеющий звание начального учителя, в службе с 1899 года получал жалование 36 руб. от казны и 300 руб. от общества в год, а законоучитель православного исповедования – священик Константин Бекаревич за преподавание в школе получал жалование 25 руб от казны в месяц.
Бывший в то время учеником Коковчинской школы Сидин Николай Николаевич в письме членам исторического кружка писал, что Бекаревич Константин жил как настоящий помещик. В с. Коковчино он пользовался 40 десятинами церковной земли. После того, как в д. Пильковичи сгорела церковь, 40 десятин земли пильковской церкви перешли Коковчинскому приходу. Кроме того он получал жалование от казны за церковную службу, собирал с населения церковную десятину, пользовался другими источниками дохода. Еще более тяжелым было положение частных школ. Учителей таких школ кормили крестьяне по очереди, как постухов. Получали они от 30 до 50 руб. в год.
В начале 20 века в программы и методику школьного обучения не были внесены изменения. Занятия велись по программам 1897 года. Основным предметам были закон божий и русский язык (чтение, грамматика и письмо, арифметика (счет и чертыре арифметических действия), пение. На уроках русского языка в виде объяснительного чтения давались элементарные сведения по истории России, географии, природоведению. Объем требований по этим предметам был незначительным. В программе русского языка больше всего времени отведено по усвоению орфаграфии и грамматических правил.
Содержание и форма внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий сводились к воспитанию учащихся в духе православия, самодержавия, покорности перед имущими классами и властями. Занятия ежедневно начинались и оканчивались молитвой. В воскресенье и праздничные дни обязательно водили учеников в церковь.
Материально-учебная база оставалась бедной. Неудовлетворительно обстояло дело с охватом детей обучением и посещяемостью школьниками занятий. Приблизительно одна треть детей школьного возроста, особенно девочки, совсем не посещали школу. Общее же количество учащихся Коковчинского народного училища увеличилось.
В рапорте инспектора народных училищ Могилевского, Быховского и Сенненского уезда Могилевской губернии от 9 июля 1904 года имеются сведения о “ доступности начального образования для населения” Коковчинской волости Сенненского уезда: число селений без фольварков в Коковчинской волости – 69, число душ на 1 января 1904 года – 10 631, по переписи 1897 года – 9 329, детей школьного возроста – 958, число учащихся училищ народного просвещения – 1, школ духовного ведомства – 1, число учащихся во всех школах – 109, селений не имеющих школ – 67, детей не посещающих школу – 849, т.е. обучением было охвачено 10% детей школьного возроста. В этом документе указывалось на необходимое число училищ – 14. Школа была однокомплектной. Учитель работал одновременно с четырьмя классами.
В годовом отчете дирекции народных училищ Могилевской губернии за 1907 год проходит Коковчинское народное училище. Расположено в собственном помещении, имеет одного законоучителя и одного учителя со средним или начальным образованием, число учащихся в училище: мальчиков - 78, девочек – 2, окончило курс в 1907 году – 11 учащихся, в том числе со свидетельством третьего разряда – 9, выбыло в 1907 году до окончаня курса – 3 учащихся, расходы на содержание училища: отказные – 51 руб., от сельских обществ – 572 руб., всего – 623 руб. Взято книг в читальне народной библиотеки – 50, в том числе учениками – 42 книги. На содержание школы, на приобретение школьных пособий из государственного бюджета отпускались незначительные суммы.
В ученической библиотеке училища к 1 января 1908 года имелось: названий – 9, томов – 210, на сумму 71 руб., в 1907 году приобретено: названий – 5, томов – 81, на сумму 26 руб. 13 коп. В народной библиотеке к 1 января 1908 года состояло названий 215, томов – 226, на сумму 47 руб. 83 коп., в 1907 году приобретено: названий – 85, томов – 94, на сумму 25 руб.
В 1908 году Коковчинскому двухклассному училищу Сенненского уезда было отпущено 1 500 руб. на постройку дома и 150 руб. заведующему училищем Федору Астапову на оборудование училища.
В 1916 году Коковчинское земское двухклассное училище расположилось в собственном помещении. В нем было 4 учителя, из них законоучитель – 1, одна учительница со специальной подготовкой и образованием и 2 учительницы со средним и начальным образованием. Общее число учащихся к 1 января 1917 года составляло 77 мальчиков и 72 девочки, окончили курс в 1916 году 13 учащихся, выбыло до окончания курса в 1916 году 2 учащихся.
В 1916 году на училище израсходовано из средств государственного казначейства 1 260 руб., из земских сборов – 903 руб., всего 2 163 руб.
В ученической библиотеке к 1 января 1917 года насчитывалось 621 книга на сумму 281 руб. 98 коп., в том числе приобретено в 1916 году книг – 117 на сумму 113 руб. 56 коп.
В учительской библиотеке к 1 января 1916 года насчитывалось 92 книги на сумму 34 руб. 90 коп. Учебных пособий в училище к 1 января 1917 года насчитывалось 416, на сумму 215 руб. 25 коп.
В архиве сохранился акт обследования прежнего школьного здания, находящегося на том месте, где ныне находится магазин. Его содержание: «1903 года февраля 21 дня. Мы, подписавшиеся, согласно циркуляра Г. Могилевского губернатора от 12 декабря 1902 года за № 12424 и распоряжения Г. попечителя Виленского учебного округа от 20 ноября того же года за № 14660, производили санитарно-гигиенический осмотр Коковчинского народного училища Сенненского уезда, причем найдено следующее:
1. Училище находится в селе Коковчино при трактовой дороге, ведущей из города Могилева в г. Витебск. Школьное здание выстроено в 1890 году на земле крестьян с. Коковчино.
Размер и устройство школьных зданий.
а) Класс находится налево от входа и отделяется от квартиры учителя холодной прихожей размером 6х31/4х41/4 арш., из которых вход на улицу через крытое крыльцо.
б) Объем класса равняется 12х8х41/4 арш.=408 куб.арш., следовательно в нем, имея ввиду, что на каждого ученика должно приходиться 10 куб.арш. воздуха, может вмещаться 40 учащихся, а в настоящем же году обучается 72 человека, на каждого из них приходится по 5 куб.арш. воздуха. Площадь пола 12х8=96 кв.арш., считая по 2,5 кв.арш. на каждого ученика, в нем может вмещаться 38 человек.
в) Окон в классе 4, размер 2х1 арш., 2 из них обращены на запад и 2 на север, свет падает сзади с левой стороны, отношение площади света к площади пола считается 1:12.
г) Вентилируется класс одной форточкой и отверстием в потолке.
д) Отапливается класс одной галандской печью, температура в нем 12-14 градусов.
е) Квартира учителя состоит из 2 комнат, размером каждая 7х7х4, разделенных капитальной стеной, отапливаемых одной галандской печью, и кухни размером 7х6х4, которая вместе с тем служит спальней для девочек, отапливается русской печью. Свет в кухню проникает одним окном размером 2х1арш., вентилируется форточкой.
ж) Раздевальни для учеников нет, раздеваются ученики в общежитии.
2. Училищное общежитие помещается рядом с классом, от которого отделено капитальной стеной и состоит из 2 комнат размером – первая из них 12х4х4 и вторая 8х7х3 арш. Свет в первую спальню проникает окном размером 2х1 арш., а во вторую – окном размером 1х1 арш. Обе спальни вентилируются форточками. Ежедневно здесь помещается 60 человек, на каждого приходится 6 куб.арш. воздуха.
3. Спят ученики на устроенных вдоль стен нарах. Отапливается общежитие одной русской печью.
4. Особой комнаты, где ученики могли бы находиться до начало уроков и во время перемен, нет, ее замещает общежитие и кухня. Полы в училищном здании одиночные, содержатся опрятно.
5. Классную обстановку нельзя назвать удовлетворительной, парты многоместные и не все приспособлены к росту учеников.
6. С восточной стороны училища расположены сарай, навес и амбар, которые с северной и южной стороны соединены с училищем заборами, в одном из них находятся ворота, служащие для въезда на небольшой двор, гулять на котором, однако, ученикам нельзя по причине его малого размера, а гуляют ученики на площади перед училищем.
7. Гимнастические снаряды есть, но упражняются ученики на них мало.
8. Вода для питья берется из колодца и держится в кухне в кадке.
9. Ретирады для учеников имеются.
10. Продовольствуются ученики артельно, человек по 10-15, пища им готовится училищной кухаркой.
11. При училище имеется баня, которая топится раз в две недели.
Здание тесно и неудобно расположено в своих отдельных частях, света в классе недостаточно. Отсутствие средств заставляет мириться с необходимостью оставаться в нем. В виде паллиативных мер земским начальником сделано распоряжение о прорубке окна в западной стене, переделке печи в классе и ремонте кирпичного пола в кухне.
Инспектор народных училищ В. Триумфов
Земский начальник 2-го участка
Сенненского уезда В. Корольков
Сельский врач 1-го участка
Сенненского уезда /подпись неразборчива/.
Это школьное здание в 1915 году было продано под телеграфную станцию, а после Великой Октябрьской социалистической революции занял под жилище дьяк Коковчинской церкви Жлоба. После закрытия церкви в 30-х годах, там находился сельмаг. В марте 1943 года было сожжено немецко-фашистскими оккупантами.
С 1907-1908 учебного года Коковчинское народное училище было преобразовано в двухклассное. Обучение в двухклассном училище было поставлено лучше. На уроках языка изучали синтаксис, литературное чтение, географию, историю, физику, геометрию, изучали как предметы.
Министерством народного просвещения были назначены два учителя: Федор Павлович Астапов и Иван Сергеевич Кастровицкий.
В 1909 году Астапов и Кастровицкий уехали из Коковчино. С 1909-1910 учебного года были назначены учителями училища Кириков Степан Никитович и Шевелев Николай Васильевич. Они работали в Коковчино до мобилизации в армию в 1915 году. Дальнейшая их судьба не известна. Из этих учителей большой любовью и уважением учащихся пользовался И.В. Шевелев. Это был замечательный человек, как вспоминали впоследствии его ученики. Он организовал хор в школе, устраивал новогоднюю елку, проводил массовые игры, очень хорошо обращался с учениками. В противоположность ему С.Н. Кириков был груб, чужд ученикам.
Во время первой мировой войны 1914-1918 г.г. состояние народного образования значительно ухудшилось. Трудоспособные мужчины деревень волости были мобилизованы в армию и отправлены на фронт. В деревне остались старики, женщины и дети, на их плечи легли все сельскохозяйственные работы: пахота, посев, уборка и обмолот зерновых культур, уборка овощей и т.д. Все эти работы производились вручную. Оставшиеся в деревне крестьяне часто мобилизовывались со своими лошадьми для военных перевозок. В итоге сельское хозяйство приходило в упадок, сокращались посевные площади, поголовье скота за годы войны уменьшилось, снизилась урожайность, росла дороговизна, надвигался голод.
Во время войны сократилась численность учащихся. Занятость в хозяйстве, бедность и нищета заставляла детей наниматься в заработки, работать батраками или пастухами у кулаков, помещиков. Сократились продолжительность занятий в школе до 3-4 месяцев в году.
За годы войны изменился состав учителей школы. Вместо мобилизованных в армию мужчин Кирикова и Шевелева в 1915 году были назначены учителями Александра Ивановна Ольшевская и Мария Ефимовна Богуш.
А.И. Ольшевская (Сидина) родилась в 1894 году в г. Красный, Смоленской губернии в семье рабочего. В последствии отец переехал в имение Романово (ныне Ленино) Могилевской губернии, Горецкого уезда, где работал рабочим. В 1903 году А.И. Ольшевская поступила в двухклассное училище, которое окончила с успехом. В 1909 году поступила в Оршанскую семинарию. В 1915 году была направлена на работу в Коковчинское двухклассное училище, где работала до своей смерти в 1920 году. Александра Ивановна пользовалась большим уважением среди учащихся. «Для меня она была как родная мать», - вспоминает ее бывшая ученица Ольга Трифоновна Миронович (Алексеева).
В 1913 году отмечалось 300-летие династии Романовых. При подготовке к этому событию уездное земство еще в 1908 году выделило средства на строительство церкви. Волостной писарь Порфирий Адамович Хрипач, человек передовых идей, настоял на строительство нового здания для двухклассного училища с тремя классными комнатами, большим коридором, учительской, квартирой для учителей. Автором проекта училищного здания был молодой студент Александр Парфирович Хрипач. Строительство школы было окочено в 1914 году.
Несмотря на то, что народное училище давало недостаточные знания, учащиеся невыразительно, не всегда могли рассказать прочитанное, допускали в письменных работах массу орфографических и грамматических ошибок, слабо разбирались в четырех действиях арифметики, отдельные ученики окончили школу с отличными оценками и впоследствии продолжали учебу в средних и высших учебных заведениях, внесли большой вклад в строительство социализма в СССР (Хрипач А.П., Сидин И.Н., Кулик Н.Г. и дг.)
В феврале 1917 года в России совершилась буржуазно-демократическая революция. Свержение самодержавия не привело к изменениям в системе народного образования. Церковно-приходские школы целиком находились в руках священников. Народные училища контролировали духовенство и помещики. По-прежнему управляли школами попечители Вилейского учебного округа, директора народных училищ, уездные инспектора. Временное правительство ничего не сделало для улучшения материального положения учителей, для укрепления материально-технической базы школы, запрещалось преподавание на белорусском языке.
В таком состоянии находилась Коковчинское народное училище накануне Великой Октябрьской социалистической революции.
Победа Октября обеспечила разрешение всех коренных вопросов народного образования.