Комплексная программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Сенненского района на 2021 - 2025 год
ГЛАВА 1, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Комплексная программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Сенненского района на 2021– 2025 гг. (далее – Программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312.
Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит План мероприятий по реализации Комплексной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Сенненского района на 2021 – 2025 гг. согласно приложению.
В Программе используются основные термины в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития систем воспитания в учреждениях образования Сенненского района.
Мероприятия настоящей Программы определены с учетом анализа современного состояния воспитательной работы в учреждениях образования района и направлены на укрепление и расширение сферы взаимодействия педагогических работников с семьей, детскими и молодежными общественными объединениями, учреждениями социокультурной сферы, другими заинтересованными структурами, принимающими участие в воспитании детей и молодежи.
Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в учреждениях образования Сенненского района (иных организациях, индивидуальных предпринимателей, которых в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Содержание Программы построено в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.
Целью Программы является создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, компетентной и творческой личности обучающегося.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
идеологическое обеспечение процесса воспитания с целью формирования качеств гражданина, патриота своего Отечества, профессионала-труженика и семьянина;
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся;
обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования, региональных инновационных подходов;
повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня, учебных и факультативных занятий, дополнительного образования детей и молодежи;
информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений информатизации и информационных технологий.
Основные направления воспитания обучающихся:
идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами белорусского общества;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире;
экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни;
воспитание психологической культуры, направленной на развитие эмоционально-ценностной сферы личности; ее творческого потенциала;
правовое воспитание, направленной на формирование правовой культуры;
семейное и гендерное воспитание, направленной на формирование представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
экономическое, трудовое и профессиональное воспитание;
эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре;
воспитание культуры быта и досуга.
Программа предоставляет субъектам образовательного процесса возможность выбора форм и методов организации воспитательной работы, предполагает творческий подход педагогических работников к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся.
ГЛАВА 3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы направлена на воспитание целостной, ответственной, нравственно зрелой личности, способной адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям.
В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
Идеологическое воспитание:
информированность обучающихся по актуальным вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
уважительное отношение обучающихся к государственным символам Республики Беларусь (герб, флаг, гимн), символике учреждения образования;
информированность обучающихся об основных законодательных актах Республики Беларусь, знание основных положений Конституции Республики Беларусь, готовность следовать им в повседневной жизни;
сформированность лидерских качеств и социальной активности обучающихся;
знание обучающимися истории своего учреждения образования, осведомленность о лучших, знаменитых выпускниках;
участие обучающихся в мероприятиях, посвященных общественно значимым событиям в стране, популяризации идей и целей устойчивого развития, приобретение опыта участия в общественной жизни.
Гражданское и патриотическое воспитание:
осведомленность обучающихся о государственных праздниках Республики Беларусь, участие в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам, юбилейным и памятным датам страны;
активное участие обучающихся в мероприятиях гражданскопатриотической, историко-краеведческой, военно-патриотической направленности, приобретение ими опыта выражения своей гражданской позиции;
приобщение обучающихся к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа;
вовлеченность обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
осознание обучающимися ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников);
рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Воспитание информационной культуры:
наличие у обучающихся знаний об основах информационной безопасности, рисках, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию;
сформированность у обучающихся умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию, наличие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
осознание обучающимися общечеловеческих ценностей, формирование нравственных идеалов, ориентиров, готовность руководствоваться ими в практической деятельности;
вовлеченность обучающихся в волонтерскую и благотворительную деятельность;
активное участие обучающихся в акциях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Поликулътурное воспитание:
сформированность у обучающихся позитивного отношения к представителям других культур, религий; навыков межкультурного взаимодействия и диалога;
наличие представлений о миролюбии, толерантности, многообразии народов и культур;
участие обучающихся в международных проектах, конкурсах, фестивалях и др.
Экологическое воспитание:
сформированность у обучающихся экологического мировоззрения, социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, экологически грамотного поведения;
сформированность у обучающихся ценностей устойчивого развития, умений и навыков исследовательской деятельности в сфере экологии, участие обучающихся в экологических акциях, проектах;
осознание обучающимися необходимости ответственного отношения к природе, вовлеченность в природоохранную деятельность;
осведомленность обучающихся о бытовых отходах и их разделении, участие в реализации социальных инициатив по пропаганде и популяризации раздельного сбора отходов и других материальных ресурсов среди населения;
наличие у обучающихся представлений о возрождении и развитии пострадавших территорий, информированность в области радиобиологии и радиоэкологии.
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни:
наличие у обучающихся представлений о правилах безопасной жизнедеятельности и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, практического опыта применения усвоенных знаний;
сформированность у обучающихся ценностного отношения к здоровью, знаний о способах сохранения и укрепления здоровья;
активное участие обучающихся в спортивных объединениях по интересам и секциях;
сформированность у обучающихся культуры питания, труда и отдыха.
Воспитание психологической культуры:
сформированность психологической культуры обучающихся;
наличие у обучающихся стремлений к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие эмоционально-ценностной сферы личности, реализация творческого потенциала обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
сформированность умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Правовое воспитание:
сформированность правовой культуры обучающихся;
участие обучающихся в акциях и мероприятиях по правовому воспитанию;
вовлечение обучающихся в деятельность молодежного правоохранительного движения;
снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися.
Семейное и гендерное воспитание:
сформированность семейных ценностей, готовности обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;
сформированность ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
усвоение обучающимися знаний о сущности и содержании понятий ”гендер“, ”гендерные стереотипы“, ”гендерные роли“;
сформированость понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству;
сформированность недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.
Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание:
сформированность экономической культуры обучающихся, наличие качеств трудолюбия, бережливости, ответственности, самостоятельности, предприимчивости, организаторских навыков опыта экономических отношений;
сформированность культуры трудовой деятельности в современных условиях, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха, развитость у обучающихся трудовых умений и навыков;
понимание обучающимися пользы труда, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, наличие потребности в трудовой деятельности;
сформированность профессиональной культуры обучающихся, готовности и стремления к осознанному профессиональному выбору;
сформированность представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях.
Эстетическое воспитание:
приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной художественной культуры, ценностное отношение к художественному творчеству, историко-культурным ценностям своей страны;
сформированность у обучающихся эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде;
реализация творческого потенциала обучающихся в различных видах художественного творчества.
Воспитание культуры быта и досуга:
сформированность у обучающихся осознанной потребности в культурно-досуговой деятельности;
сформированность у обучающихся культуры проведения свободного времени, умений направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей;
наличие навыков рациональной организации быта и содержательного проведения свободного времени.
ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Отдел по образованию райисполкома является ответственным за выполнение мероприятий настоящей Программы.
Организационно-методическое сопровождение реализации настоящей Программы возложено на государственное учреждение ”Сенненский районный учебно-методический кабинет“, государственное учреждение дополнительного образования ”Сенненский районный центр детей и молодежи“, государственные учреждения образования ”Социально-педагогический центр г. Сенно“, ˮЦентр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Сенненского района“.