Коковчинская школа после Великой Октябрьской социалистической революции
Победа Октябрьской революции создала условия для развития просвещения и культуры белорусского народа. Несмотря на тяжёлую обстановку в стране, вызванной империалистической и гражданской войнами, голодом, разрухой Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней победы социалистической революции уделяли много внимания народному просвещению.9 ноября 1917 года был подписан декрет СНК об учреждении Государственной Комиссии по просвещению для общего руководства и разработки законопроектов по народному образованию. В обращении к населению говорилось, что необходимо добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, расширения учебных заведений для подготовки учителей. В основу воспитания и образования необходимо положить самые передовые педагогические принципы. Уделялось внимание на улучшение материального положения учителей.
В первые годы Советской власти на территории волости были открыты начальные школы в Некрашеве (под школу заняли дом помещика Гаевского), в Гаврилкове (в доме помещицы Асветимской) и др. Для открытия школы достаточно было собрать небольшое количество детей школьного возраста, найти для них хотя бы одного грамотного человека. Начали создаваться школы с обучением на белорусском языке. В первые годы Советской власти учителями работали Л.И. Сидин, Варвара Георгиевна Нечаева, Леонид Сидорович Козлов.
Для обеспечения школ учителями начали отзывать учителей из учреждений, где они работали не по своей специальности, откомандировывали школьных работников из рядов Красной Армии, к работе в школе привлекались и гражданские грамотные лица, открывались курсы для подготовки школьных работников, в том числе, краткосрочные. На курсы посылали даже учащихся старших классов. До мая 1923 года Сенненский уезд входил в состав РСФСР, и школа находилась в ведении Министерства просвещения РСФСР.
В период НЭПа материальное положение школы, по-прежнему оставалось тяжелым. Учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей не хватало. Школы плохо обеспечивали дровами. Учащиеся занимались в холодных классах, сидели в одежде и даже в головных уборах, чернила замерзали. Не отапливались и квартиры учителей. Тетрадей почти не было. Ученики писали на оберточной бумаге, газетах, старых книгах, журналах. Применялись для выполнения классных и домашних работ грифельные доски. Чтобы кое-как отапливать классные комнаты, учителя обращались за помощью к учащимся, которые приносили по одному-два полена дров из дома. Привлекались для заготовки и вывозке дров родители учащихся. Такое положение объясняется тем, что основные денежные ресурсы страны шли на восстановление народного хозяйство, ликвидацию разрухи и голода. По этой причине были закрыты некоторые начальные школы (в д. Липлянск).
7 апреля 1924 года ЦИК и СНК БССР по этому вопросу приняли постановление, которое должно быть полностью осуществлено не позже 1931-1935 годов. Основным типом школы считались четырехлетняя двухкомнатная школа. Район обслуживания одной такой школы должен быть в радиусе не более трех километров. Необходимо отметить, что не все дети школьного возраста были охвачены обучением. Особенно большой процент необучающихся в школе составляли девочки. Большое количество учащихся оставляли школу через 2-3 года обучения. Продолжительность учебного года была не более 7 месяцев. Много было второгодников.
В Коковчинской начальной школе было два класса-комлекта. Занятия велись в одну смену. Под классы была занята левая сторона школьного здания. Учительская находилась там, где и в настоящее время. Угловая комната (где сейчас хранится оружие) и комната рядом с кухней являлись квартирами учителей. Комната по правую руку (против военного кабинета) являлась квартирой сторожа. Школьная мебель была грубая. Ученические парты имели длину до 2,5 м. За такой партой сидело 6-8 учеников. Парты были неудобны, отсутствовали спинки, узкий стол (состоял обычно из одной толстой доски, шириной 25-28 см).
В 1930-31 учебном году открылся пятый класс при Коковчинской ШКМ. Наполняемость первых-пятых классов была большой—50-55 учащихся. Это объясняется тем, что в пятый класс поступали лица, которые раньше окончили четыре класса и обширностью школьного района. В школе обучались школьники из д. Ледневичи, Болбасово, Рубашино, Некрашево, Беленево и др. деревень.
В 30-е годы учителя и учащиеся старших классов школы проделали огромную работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. По всем деревням сельского Совета, при школе организовывались ликпункты, кружки по ликвидации неграмотности. Проводились занятия в индивидуальном порядке. Огромным усилием учителей, комсомольцев, учащихся 3-4 классов и затем 6-7 классов неграмотность взрослого населения на территории сельского Совета к середине 30-ых годов в основном была ликвидирована.
С преобразованием начальной школы в семилетнюю возникли трудности в комплектности школы учителями. В первой половине 30-ых годов в школе не было ни одного учителя с высшим образованием. Школы укомплектовывались учителями, окончившими педтехникумы или 6-9 месячные педкурсы. Окончившие краткосрочные курсы обязаны были продолжать обучение заочно.
Учителя школы проводили огромную работу в колхозах, организовывали художественную самодеятельность, читали лекции и доклады. Для участия в художественной самодеятельности привлекались учащиеся школы. В 1923 году было впервые организована при школе вечерняя школа, где колхозная молодежь повышала свое образование. Работала школа для неграмотных и малограмотных. В этих школах работали учащиеся 7-ых классов под руководством учителей.
Первым директором ШКМ работал Русаков Гавриил Максимович, который поступил в летную школу и директором был назначен Антон Иванович Просмыцкий. Учителя И.И. Мокронов, Я.Д. Енглина, В. Чернов.
Огромную роль в воспитании нового человека сыграла пионерская организация школы. Первые организации юных спартаковцев (так называли тогда пионерские организации) возникли летом 1922 года. Бывший ученик нашей школы с 1921 по 1924 годы Барковский Семен Федорович, уроженец д. Липлянск, Коковчинского сельского Совета писал, что пионерская организация при Коковчинской школе была создана после смерти В.И. Ленина в 1924 году.
Первыми пионерами нашей школы были: Миранович Иван Иванович, село Коковчино, погиб в Отечественную войну, Расадко Макар Гаврилович, д. Крупяжино, погиб в Отечественную войну; Сидин Иван Иванович работает учителем в Сенненском районе, Асветимский Андрей, д. Подмошье, Барковский Семен Федорович, д. Липлянск, Снытко Дмитрий Ефимович, д. Германово.
С.Ф. Барковский пишет: “Остался в моей памяти день, когда председатель Коковчинского волостного исполкома Мартинович Иван Евстафьевич и наш учитель Козлов Леонид Сидорович повязали нам красные пионерские галстуки”.
Учебный план на 1933-34 год устанавливал норму учебных часов: для 1-2 классов—4 часа в день, 3-4 классов-5 часов, для 5-10 классов—5-6 часов. Изучение русского языка в белорусских начиналось с пятого класса, причем на изучение языка отводилось 40-60% уроков и на литературу 40-60%. В 9-ом классе языка не изучали, что отражалось на грамотности уч-ся. Учебный план и программа 1933-34 учебного года имели ряд недостатков, а поэтому наркомпрос БССР пересмотрел и издал новые учебные планы и программы. В новых программах увеличилось число уроков на языки по сравнению с литературой. Изучение физики начиналось с шестого класса, а не с пятого, химии- не с шестого, а с седьмого класса, больше внимания уделялось на наглядность обучение, на связь теории с практикой. В последующие годы учебные планы и программы совершенствовались, что способствовало улучшению методов учебной работы.
Изменился учебный материал по языку, литературе, математике, географии, истории, физике, химии. Он стал более конкретным образным и доступным. Уроки лучше оснащались наглядными пособиями, проводились лабораторные работы, экскурсии. Школьная библиотека имела большое количество художественной, учебной и методической литературы. Стали больше внимания уделять каллиграфии письма.
ЦК ВКП(б) предложил с 1932-33 учебного года реорганизовать семилетние школы в средние. Это было вызвано быстрым развитием промышленности, сельского хозяйства, ростом числа ВУЗов, необходимостью увеличения контингентов учащихся, имеющих общее среднее образование. В этом же учебном году состоялся первый выпуск, окончивших 7 классов. Первыми выпускниками были Панкратов Григорий Федорович, Щитников Гавриил Михайлович. Судьба остальных неизвестна. С 1934 года общеобразовательная школа стала именоваться начальной, неполной средней (НСШ) и средней школой (СШ). Упразднен раздел школ раздел школ на концетры, группы стали называться классами. В июне 1934 года состоялся второй выпуск учащихся, окончивших семь классов. В числе выпускников были: Зуев Андрей Михайлович, кандидат технических наук; Миронович Георгий Иванович, работал агрономом, в 70-е годы работал начальником управления сельского хозяйства Дубровенского райисполкома; Завожанец Денис Иванович, агроном; Лукашевич Иван Алексеевич; Белковский Степан (погиб во время Великой Отечественной войны); Барковская Анастасия Максимовна; Русакова Нина Максимовна, учитель младших классов Ледневичской школы и др., судьба которых неизвестна.
В годы второй пятилетки (1933-37гг.) предусматривалось осуществление всеобщего образования, дальнейшее расширение средних школ. В 1939 году был завершен переход ко всеобщему семилетнему образованию. Необходимо отметить, что число учащихся I – IV классов с 1932 – 33 учебного года и до 1939 – 40 учебного года почти не увеличилось, то число учащихся 5–10 классов быстро увеличивалось. Это увеличение было за счет тех учащихся, которые раньше окончили начальную школу. В это время разворачивалось школьное строительство. Из д.Прихабы был перевезен дом бывшего помещика. Его поставили через дорогу на восток от главного здания. Кроме учебной площади он использовался под квартиры учителей. Под квартиры учителей также использовался дом перевезенный из д.Стецево, поставленный на север от главного здания. Под школу было отдано здание, где раньше размещалось волостное управление. Это здание и дом прихабского помещика сожгли немецкие оккупанты в марте 1943 года. В 1937–38 учебном году Коковчинская НСШ была преобразована в среднюю школу. В сентябре 1937 года был открыт восьмой класс. Первый выпуск за курс средней школы состоялся в июне 1940 года. Как сложилась судьба первых выпускников Коковчинской СШ? Кулик Михаил Михайлович окончил БГУ в 70-е годы заведовал отделом в газете «Советская Белоруссия», Барковский Николай Никифорович – активный участник Великой Отечественной войны, работал в колхозе «Ледневичи» Сенненского района, Крюковский Иван Александрович работал преподавателем математики одной из школ г. Орша, Цывинский Анатолий Павлович работал главным бухгалтером одной из транспортных контор в г. Витебске, Барышев Василий Иванович поэт в полном смысле этого слова, Кулик Алексей Григорьевич погиб на фронтах Великой Отечественной войны, Цывинский Леонид Петрович, Панкратов Павел Дмитриевич.
Из девочек, окончивших школу в 1940 году, учителями работали Машинская Валентина Никифоровна, Лысковская Ядвига Витальевна, Козлова Ольга Кирилловна.
Среди выпускников 1941 года, Рублевский Сергей Алексеевич, в 70-е годы работал заместителем министра лесного хозяйства БССР.
Что касается учителей, то с 1938 года преподавателем географии в школе работала
Анна Григорьевна Лешко.
Бывший ученик Кулик Михаил Михайлович в статье, помещенной в газете «Советская Белоруссия» в ноябре 1957 года писал: «Помню, сначала Анна Григорьевна нам не понравилась. Она вошла в класс как-то неожиданно, будто её кто-то втолкнул в дверь. Вошла и остановилась. Маленькая, гладко причёсанная, в строгом и тщательно отглаженном темном костюме. В руках большая труба из карты, широкий, как печная заслонка, классный журнал и длинная, словно казачья пика, указка. Плечи у новой учительницы были слегка приподняты, походка неторопливая, важная. «Гордячка и зазнайка», - решили мы с первого взгляда.
- Здравствуйте, ребята, - сказала Анна Григорьевна и густо покраснела. После опроса она начала излагать новый материал. Помнится, говорила о Заполярье, о Далёком Севере, об отважных путешественниках, об их героических подвигах во имя науки. Мы сидели, боясь пошевелиться. А когда окончился урок, стали просить её рассказать нам ещё что-нибудь.
- Хорошо, я приду к вам на большой перемене, - согласилась Анна Григорьевна.
И вот она опять рассказывает захватывающие истории из жизни мужественных землепроходцев. Теперь у неё опущены плечи, на бледном лице, доверительно наклоненном вперед, только чуть-чуть проступает румянец. От гордой осанки не осталось и следа. Позже мы поняли, что Анна Григорьевна принимает вид гордячки, когда очень волнуется. У этой учительницы мы многому учились. Помню, когда я был уже в девятом классе, со мной произошел такой случай. Мать мне сказала, что кончились дрова, нужно брать лошадь в колхозе и ехать в лес. «В лес съезжу в выходной, а на два дня, что остались до воскресенья, принесу сам поленьев», - решил я, уход в школу. А после занятий забыл об этом, отправился к товарищам и пробыл у них до темна. Мать в слёзы: «Печь рано топить, а дров ни щепочки». Я за топор и в лес. До леса от нашей деревни километра полтора. Идешь сначала полем, потом пересекаешь большой, поросший кустарником овраг, в котором когда-то, говорят, волки водились, снова шагаешь полем и только тогда замечаешь впереди высокий вал зарослей. Темным осенним вечером возле леса жутко. Здесь даже далекий собачий лай не услышишь, лишь глухо и тревожно шумят деревья, да под каждым кустом мерещатся притаившиеся чудовища. И вдруг одно из этих чудовищ отделяется от кустов и тёмным пятном движется прямо на меня. Горячая волна страха обдает все тело. Движущееся пятно становится похожим на силуэт женщины.
- Анна Григорьевна, и вы не боитесь … в лес ходить … так поздно.
- Да вот приходится. Нашлись чудаки-родители, не пускают ребёнка в школу. Пошла к ним и задержалась.
Анна Григорьевна Коваленко (Лешко по мужу) родилась 15 декабря 1916 года в селе Бабиничи Оршанского уезда Витебской губернии. Родители занимались сельским хозяйством. С организации колхоза работали в нем. Рано лишилась отца (умер в 1923 году). Она с ранних лет пошла трудиться. В 1931 году окончила семилетнюю школу в городе Орша. В том же году пошла работать счетоводом колхоза в деревню Заполье Оршанского района. В 1933 году колхоз послал учиться на рабфак в г.Могилёв (на рабочие факультеты принимали не только детей рабочих, но и крестьян-бедняков). Оттуда через подготовительные курсы в 1934 году поступила учиться в Могилёвский институт на географический факультет. Окончила институт в 1938 году и направленапреподавательницей географии в Коковчинскую школу. В 1937 году она вышла замуж. Муж её, Василий Константинович Лешко, окончил тот же институт и работал директором Застодольской НСШ Богушевского района, а с 1938 года – директором Коковчинской средней школы. В ноябре 1939 года призван в Красную Армию.
Позже Василий Константинович вспоминал: «Никогда я не посещал уроки Анны Григорьевны, передавая эту обязанность завучу школы. Последний же всегда заявлял, что ему там делать нечего, что методическая сторона, дисциплина, интерес к предмету учащихся обеспечен. Это я не мог не заметить и сам. Очень умела владеть классом, не прибегая ни к повышению голоса, ни к тому, чтобы удалить ученика из класса. Её всегда понимали ученики также, как и она их».