ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Государственного учреждения образования «Коковчинская средняя школа Сенненсого района»
Школьные традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Какое-то явление в школе может приобрести традиционный характер только тогда, когда оно получит поддержку школьников, когда они будут беречь и пестовать то, что приняли не по предписанию сверху, а по желанию самого коллектива, если учащиеся гордятся им, если оно носит не разовый, эпизодический характер, а приобрело свою определенную, установившуюся форму. Традиционным признается только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер.
Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Сохранение школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. Одним из признаков, которыми характеризуются школьные традиции, является наличие в них установившейся формы, и, как правило, яркой, богатой формы. Молодая, только зарождающаяся традиция на первых порах оказывается не очень интересной со стороны формы, но в дальнейшем она обязательно накопит такие черты, которые украсят её, сделают привлекательной для школьников. Эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой. Значимость и необходимость школьных традиций заключается еще и в том, что они отражают социальную направленность учебного заведения. Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.
ГУО «Коковчинская СШ» свою воспитательную деятельность ведет по следующим направлениям:
-
Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности, знаниям;
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ;
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В реализации данных направлении школа за многие годы выработала следующие виды деятельности и формы занятий, которые стали традиционными в школе, т.е. ежегодно повторяются на более высоком уровне и с новым содержанием.
Примерные виды деятельности и формы занятий
-
Получение первоначальных представлений о Конституции Республики Беларусь, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Республики Беларусь, гербом и флагом Сенненского района (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана).
-
Ознакомление с героическими страницами истории Беларуси, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания).
-
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями национального быта (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций).
-
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).
-
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детских и молодежных организаций (в процессе активного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детскими и молодежными организациями).
-
Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах белорусской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
-
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
-
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Таким образом, в системе воспитательной работы школы имеются важные традиции, помогающие выделить основные этапы школьной жизни:
1. Проведение торжественной линейки, посвященной «Дню знаний».
2. Проведение «Дня Матери».
3. День учителя.
4. Профилактика правонарушений.
5. Проведение предметных недель, где учителя делятся своими наработками со своими коллегами.
6. Фестиваль детского творчества «Утренняя звезда».
7. Дни здоровья.
8. Проведение месячника военно-патриотической работы.
9. Проведение акций «Чистый двор», «Обелиск», «Ветеран живет рядом».
10. «Вахта Памяти».
11. Последний звонок, посвященный окончанию учебного года.
12. Вечер школьных друзей.
13. День земли.
14. Новогодние праздники.
Программа
гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников
на основе истории и традиций воспитательной работы школы
Испокон веков воспитание присутствует во всех видах человеческой деятельности. Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они были связанны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания. Главная цель воспитания заключается в создании условий для позитивной самореализации человека, в том, чтобы помочь человеку встретиться с самим собой – а это невероятно трудная задача.
В настоящее время изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в образовательной сфере делают особенно актуальными проблемы гражданственности и патриотизма, духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития современной школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. А это зависит от организации целостного пространства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их законных представителей. При этом наше образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая гражданско-патриотическое и духовно-нравственное развитие обучающихся.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
В основе программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.
Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей Система ценностей определяет содержание основных направлений гражданско-патриотического и духовно – нравственного воспитания школьников.
Системно-деятельностный подход
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев – определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.
Развивающий подход
Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию программы воспитания и социализации учащихся школы.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная – информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная – информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная – информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая – информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил НОТ до алгоритмов решения определенных типов учебных задач).
Коммуникативная – информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, как в школе, так и вне школы.
Этическая – информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Цель программы: воспитание, развитие и становление личности школьника на основе патриотизма, нравственных ценностей и исторического опыта страны через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
1. Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Формирование представлений о политическом устройстве белорусского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
3. Формирование знаний о символах государства — флаге, гербе, гимне Республики Беларусь, о флаге и гербе Сенненского района.
4. Формирование представлений о правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь.
5. Проявление интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
6. Формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
7. Накопление знаний о национальных героях и важнейших событиях истории страны.
8. Содействие к стремлению учащихся активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего района, малой родины.
9. Формирование уважительного отношения к защитникам Родины.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
-
Коковчинским сельским Домом культуры
-
Коковчинской сельской библиотекой
-
ОО «Белорусский союз женщин»
-
ОО «Белая Русь»
-
ОАО «Беленево»
-
Структурное подразделение «Богушевский спиртзавод»
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- встречи со специалистами;
- семейные конкурсы.
Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:
- развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;
- усиление взаимного интереса и принятия;
- развитие конструктивных способов взаимодействия;
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
- увеличение взаимной открытости;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, ситуация выбора.
Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.
Методика «Магазин»
Цель: изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.
Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»
Цель: диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система гражданско-патриотического и духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы принесет свои плоды.
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего страны!